Недавно читал книгу "Библия, которую читал Иисус" автор Янси Фнси. В разделе о Псалмах хочу поделится некоторым текстом который мне был интересный
- Первая и величайшая заповедь — возлюбить Господа Бога нашего всем сердцем и всей душой, и всем помышлением. Псалтирь, как никакая другая часть Библии, раскрывает эту сердечную, душевную и глубоко индивидуальную связь с Богом.
- Я пришел к выводу, что псалмы отражают различные типы веры. Псалом 22 — это детская вера-доверие, а Псалом 21 — вера-верность, более глубокий и таинственный пласт религии. Жизнь с Богом включает в себя и то и другое. Порой мы ощущаем необычайную близость к Богу, видим немедленный отклик на свои молитвы и воспринимаем Бога как нежного и заботливого отца. Но на нашу долю выпадают и черные полосы, когда Бог молчит, ничто не работает по правилам, и кажется, что все обещания, прозвучавшие в Библии, нарушены. Стойкая вера-верность помогает нам ощутить присутствие Бога там, за пределами области тьмы; там Он по-прежнему царит, и, что бы нам ни мерещилось в отчаянии, Он не покинул нас.
- Вот пример того, как псалмы помогают в испытаниях. В 1977
году в разгар холодной войны Анатолий Щаранский, блестящий молодой математик и
шахматист, был арестован КГБ за неоднократные попытки эмигрировать в Израиль.
Он провел в ГУЛАГе тринадцать лет. С утра до вечера Щаранский читал и изучал
все 150 псалмов (на иврите). «Что это мне дает? — говорит он в письме. — Вот
что: постепенно чувство великой утраты и скорби превращается в прекрасную
надежду. Щаранский так дорожил этой книгой, что, когда тюремщики
попытались ее отнять, он лег на снег и отказался вставать, пока ее ему не
вернули. Все тринадцать лет, что он томился в заключении, жена Щаранского вела
по всему миру кампанию за его освобождение. Принимая от имени мужа почетную
степень доктора, она сказала в речи перед университетской аудиторией: «В
камере-одиночке в Чистополе наедине с псалмами Давида Анатолий нашел выражение
самых глубоких своих чувств в словах, вылившихся из души царя Израиля тысячи
лет тому назад».
- Псалмы, как и психоанализ, помогают выявлению наших неврозов
- 150 псалмов отражают различные этапы и ситуации душевной терапии. Здесь есть все: сомнение, паранойя, смятение, низость, восторг, ненависть, радость, хвала, месть, предательство. Когда-то подобное излияние чувств казалось мне чудовищным хаосом, теперь я вижу в нем признак здоровья. Псалтирь показал мне, что я вправе говорить Богу о любых своих чувствах. Не нужно скрывать свои неудачи, не нужно приукрашивать дурное в себе — лучше откровенно сказать обо всех своих слабостях Богу, ибо лишь Он может исцелить их.
- Для древнееврейских авторов реальность Бога затмевала их собственные переживания и сложную историю их народа. Они обсуждали с Богом каждую подробность своей жизни, они спорили и боролись с Ним, и самой этой борьбой утверждали свою веру.
- Мой друг Гарольд Фиккетт имеет обыкновение удаляться порой на несколько дней в монастырь. Устав многих монашеских орденов предписывает повторять псалмы вслух утром, днем и во время вечерней службы. За несколько недель монахи проходят весь цикл, вновь возвращаясь к первому псалмуз. Гарольд говорил мне, что порой, когда уста его твердили о том, как он «входит во врата Господа с благодарением», сам он продолжал вспоминать вчерашнюю обиду или прикидывал, скоро ли рассеется туман над заливом Сан-Франциско. Но постепенно, день за днем, он покорялся ритму псалмов. Не все в них подходило к его душевному состоянию, но понемногу он проникался той реальностью, которая нашла выражение в псалмах, и не пытался приспособить текст к своим мирским соображениям.
- Вспоминая время, проведенное с монахами, Гарольд писал: "Псалмы вооружили меня теми словами, с которыми я должен был и хотел обратиться к моему Богу, словами, которые прослагшяют реальность Его присутствия — «Полны небеса и земля славы Твоей"; словами, которые признают Его вмешательство в нашу жизнь — 'Ты обратил нашу печаль в ликование"; словами, которые выражают всю глубину моей зависимости — «В утробе матери соткал Ты меня"; словами, которые передают надежду на встречу и близость с Ним — 'Только об одном я мечтаю, чтобы мне войти в дом Господень навеки». Псалмы наставляют мою душу в любви к Богу».
·
Дитрих Бонхоффер назвал псалмы уроками Божьего языка. Как
дети учатся родному языку от родителей, так псалмы учат христиан языку молитвы.
·
"Поклонение — это способ оторваться от самих себя и
постичь присутствие Бога, — пишет Юджин Петерсон. — Мы выделяем особое место и
время, чтобы сосредоточить внимание на Боге не потому, что Он ограничен
пространством и временем, но потому, что мы настолько озабочены самими собой,
что если не будем заставлять себя сознательным усилием в определенный момент
переключиться, то и в другие моменты и в другом месте у нас не будет ни
малейшего шанса ощутить Его присутствие».
·
При виде чего-то прекрасного или величественного
инстинктивным порывом древних израильтян было не созерцать это зрелище и не
анализировать его, но воздать Богу хвалу и, если удастся, написать гимн. Руки
сами тянулись к арфе, голосовые связки напрягались, готовясь петь. Хвала — это
радость, изливающаяся в речи и пении, «звуки, выражающие внутреннее
благополучие», по определению Клайва Льюиса. Они могут и нас приобщить к
душевному здравию.
·
Юджин Петерсон, опубликовавший новый перевод псалмов,
отмечает, что лишь немногие из них полны хвалой и благодарностью, а более
семидесяти процентов составляют жалобы. Петерсон полагает, что эти две
категории псалмов отражают два основных состояния жизни: страдание и
благополучие, Я не проводил подобных исследований, но мне кажется, что в целом
современная христианская литература обнаруживает противоположную пропорцию: не
менее семидесяти процентов книг, плакатов, наклеек провозглашает наше
благополучие, и едва ли треть еще помнит о наших скорбях.
·
На протяжении всей жизни Давид был твердо убежден, что
духовный мир, оставаясь невидимым, является столь же реальным, как и
«естественный» мир мечей и копий, пещер и царского дворца. Его псалмы — это
подробный отчет о сознательных усилиях по приспособлению повседневной жизни к
реальности этого сверхъестественного мира. Теперь, спустя столетия, мы
опираемся на эти псалмы, как на ступени веры, мы идем по ним, как по тропе,
ведущей от одержимости самим собой к осознанию реального присутствия Бога.
·
Я изучаю этот повседневный процесс перестраивания,
переориентации своей жизни. Псалтирь стал для меня еще одним шагом к осознанию
подлинного, центрального места Бога. Я стараюсь превратить слова
древнееврейских поэтов в свои собственные молитвы. Это удалось авторам Нового
Завета, которые цитировали Псалтирь чаще, чем любую другую книгу. Сын Божий в
Своей земной жизни поступал точно так же, язык Псалтиря служил Ему для
выражения взаимоотношений между человеком и Богом,
·
Я уверен, что мне потребуется вся моя жизнь для того,
чтобы псалмы сделались подлинно и до конца моими молитвами. Я чувствую, что по
сравнению с их порывом, их устремленностью к Богу моя вера выглядит жалкой и
анемичной. Псалмопевцы мчались к Богу, как загнанный олень мчится к воде. Ночью
они лежали без сна, размышляя о «славной красе Господа». Они предпочли бы
прожить один день с Богом, чем тысячу лет без Него. Эти поэты учились в высшей
школе веры, и я рядом с ними чувствую себя приготовишкой. Теперь я вновь
перечитываю эту книгу и надеюсь хоть что-то из нее усвоить.
No comments:
Post a Comment