Слово "идентификация" означает "отождествление" или "уподобление" (чему-то, кому-то).
Вот как определяет идентификацию лично сти "Психологический словарь" - это "механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности...".
Другими словами, окружающая среда приводит нас - осознанно или неосознано - к уподоблению себе. Таким образом, выбирая среду обитания, мы выбираем образ, на который, рано или поздно, будут похожи наши дети и внуки, да и мы сами.
Кем мы себя осознаем? Кто мы? Можно ли управлять работой механизма идентификации личности или это дело исключительно среды погружения?
Священное Писание учит нас "быть в мире, но (быть) не от мира этого"(Ин. 15:19). Возможно ли это?
Иосиф - второй после фараона человек в цивилизованном Египте. Ему бы, с учетом всех горестей юности, предаться стихиям египетского образа жизни, включая поклонение местным богам и нравам. Поразительно, идентификация этого великого человека осталась прежней: человек страха Божия. Послушайте его завещание: когда посетит вас Господь, вынесите кости мои...И если подобное завещание Иакова вполне было объяснимо его поздним переселением в Египет, то Иосиф-то - египтянин. Но - нет! Иосиф жил в Египте, но Египет не жил в нем! Его идентификация была независимой и устойчивой...
...Пройдет более 300 лет и в смутное время в Египте родится еврейский мальчик, обреченный, как и все другие в его положении, на смерть. Причем, "игольные уши" смерти состояли из двух этапов: повивальные бабки и все египетское население. Первый этап давал перманентный сбой, да и второй, вопреки приказу фараона, едва ли приносил желаемые результаты. По крайней мере, Моисей, силою Провидения, выжил.
Вы скажите, Иосиф оказался в Египте в свои 17 лет, и потому сохранил идентификацию шатров Израиля. А вот Моисей родился в Египте, он уж наверняка будет типичным египтянином. Добавьте сюда, роскошный дворец фараона, образование и перспективу. Почему всего этого не оказалось в нем? Почему именно им стал заниматься Тот, пред глазами Которого все обнажено? Конечно, это героические усилия родителей по охране и воспитанию сына, который оставался с ними, как предполагают, до 3 лет. Мы, конечно, помним исцеление Христом расслабленного, которого принесли четверо. "Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: встань...". Видел веру их, а исцелил расслабленного. Вера родителей Моисея отмечена в 11 гл. посл. к Евреям(23ст.), однако это не упразднило необходимости его личного выбора в зрелом возрасте. Итак, мы видим родителей, давших миру не только Моисея, но и Аарона, и Мирьям. Все они жили в процветающем Египте, но их идентификация была тесно связана с именем Бога Авраама, Исаака и Израиля.
...Даниил и те трое занимали высокие посты в государстве, которое и сегодня на символическом языке означает "мир"(система зла). Не просто жили, но и ведали делами государственными. А вот Вавилона в них не было! И именно поэтому они стали героями веры. Они ясно видели границу и остановливались там, где все продолжали идти. В отличие, скажем, от Лота, племянника Авраамова, который не только жил в Содоме, но и Содому позволил жить в нем.
Вот и церковь Иисуса Христа - не дитя общества, и мы с вами - не продукт нашего времени.
Помните, Апостол предупреждал, чтобы нам, следуя за Христом, не увлечься "стихиями мира"(Кол.2:8)? Собственно, там упоминаются все три, наиболее вероятные для христиан, позиции: предания человеческие, стихии мира и жизнь во Христе. Надо признать, что предания человеческие нисколько не "святее" стихий мира. Но и стихии мира нисколько не "честней" преданий человеческих. И то и другое - ложные пути, и не имеет ничего общего с тем, что названо путем Господним.
...Меня, чьи корни тесно переплетены с жизнью в быв. Советском Союзе, не может не беспокоить вопрос национальной идентификации моих детей. Но, говоря откровенно, меня в большей мере волнует проблема духовной идентификации и молодых и старых. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с печальным фактом: верующие в первую очередь осознают себя кем-угодно, но только не детьми Божьими!...
В качестве вывода давайте отметим несколько важных вещей.
Первое - духовная идентификация требует осознанного выбора. Моисей, написано, "лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение"(Евр.11:25).Общий поток (в значении компании) здесь невозможен по определению.
Второе - формирование и наличие духовной идентификации немыслимо без духовной окружающей среды. Это - Священные Писания и живые образцы веры рядом с нами. А также духовная литература, духовные пение и музыка. Хочу добавить - ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение молодежи - это прекрасно, если оно приводит к духовной идентификации.
Третье - на этот мир нам следует смотреть ТОЛЬКО через призму реально присутствующей у нас духовной окружающей среды. Сперва она, потом мир. Мы смотрим на мир через нее. Отсутствие духовного озонового слоя приводит нас к мирской идентификации.
Мирское окружение не лишило героев веры их подвига, потому что они "стремились к небесному". Они не были пусты, беспечны, половинчаты. У них была реальная цель и вполне реальное достижение ее, поэтому они и не ассоциировали себя с "худшим"...
Помоги нам Господь подражать их вере!
Ваш во Христе
Вл.Шариков
No comments:
Post a Comment