▶ Капли Сота

Мы переходим на новый сайт www.KapliSota.com.

Monday, August 25, 2014

Три греха против Святого Духа

Прочитаем несколько мест Святого Писания. Прежде всего, Мф. 12:31-32: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

    С помощью Божьей я намерен говорить о трех грехах против Духа Святого. В приведенном тексте мы читаем об одном грехе, который называется хулою на Духа Святого.

    Далее прочтем о другом грехе, Еф. 4:29-30: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Духа Святого, Которым вы запечатлены в день искупления». Второй грех, о котором мы прочитали, называется оскорблением Духа Святого.
    Затем мы прочтем в 1Фес. 5:19: «Духа не угашайте». Третий грех называется угашением Духа Святого.
    Теперь рассмотрим эти грехи по порядку и поразмыслим о каждом из них в отдельности.
    Первый грех - хула на Духа Святого. Относительно этого греха Христос говорит, что человеку нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Есть много грехов, больших и малых: убийство, кражи, блуд, зависть, пьянство и т. д. Относительно всех этих сказано: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7). Есть однако один грех, о котором Слово Божие говорит, что для него нет прощения и милость Божия не распространяется на него.

    Очень важно знать этот единственный грех, к которому Бог не применяет Своей милости. В чем же заключается хула на Духа Святого, которая не прощается? Книжники и фарисеи, видя чудеса Христа, говорили, что Он совершает это силою веельзевула, князя бесовского. Таким образом, эти люди оскорбляли Духа Святого, называя Его действия дьявольскими. И это были не только хулительные слова против Духа Святого, произносимые по неведению, но они были произнесены с ожесточением, с ненавистью в сердце против Христа, против действующего в Нем Духа Святого. Подобное состояние сердца делало их неспособными к покаянию. Вследствие этого Они были сознательными врагами Божьими и сторонниками дьявола, и они хотели исполнять волю отца своего. А дьявол - непримиримый враг Божий. Следовательно, когда человек противится действию Бога и называет проявление силы Божьей действием дьявола - этим он хулит Духа Святого и совершает грех, за который нет прощения, как говорит Спаситель.
    И для нас, верующих, в этом урок. Мы не должны легкомысленно поступать в отношении Духа Святого. Его имя нужно произносить особо серьезно. Конечно, верующие не могут хулить Духа Святого, но они могут невнимательно относиться к Нему, произносить имя Его напрасно.

    Второй грех - «оскорбление Духа Святого». Как верующий может оскорбить Духа Святого? Апостол Павел поясняет, по каким причинам это совершается. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» - «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29-31). Всякое «гнилое слово», «раздражение и ярость», «гнев и крик», «злоречие со всякою злобою», «кто крал, впредь не кради» - все это оскорбляет Духа Святого. Вполне понятно, что человек, поступающий таким образом, оскорбляет Духа Святого, и Дух Святой не может жить в сердце, где гнездятся подобные грехи. Эти перечисленные грехи, оскорбляющие Духа Святого, кажутся нам не особенно большими и тяжкими. Они связаны с нашими «гнилыми словами», т. е. словами, негодными для употребления. Мы знаем по опыту жизни, что «гнилое» опасно для здоровья, что в нем имеется яд, способный отравить живой организм и даже убить его. Этими гнилыми словами можно отравить сердца людей. Как много таких, отравленных ядом «гнилых» слов, иной раз бессознательно высказанных людьми, даже верующими.

    Итак, Духа Святого можно легкомысленно оскорблять раздражением, криком, гневом, злоречием. Часто в семьях бывает так: мать кричит на детей, дети на мать, муж на жену, жена на мужа, и это случается, может быть, ежедневно.
    Люди привыкают к такому порядку и говорят: «Что же тут особенного?»
    Дорогие братья и сестры! Апостол Павел говорит, что все эти, кажущиеся небольшими грехи, на которые очень часто обращается мало внимания, способны оскорблять Духа Святого. Почему? Потому что от избытка сердца говорят уста. Наши слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. Если сердце полно благословения, присутствия Бога, любви, то как может такое сердце громко говорить, с шумом, раздраженно? Для любви это невозможно.

    Теперь перейдем к третьему греху - «Духа не угашайте». Дух подобен огню. Спаситель Сам сказал: «Я пришел низвесть огонь на землю». Огонь существует для того, чтобы гореть. Но он горит по-разному: иногда высоким пламенем, иногда средним, а часто и очень маленьким, едва-едва держится и потом совершенно исчезает. Вот различные степени проявления огня. Огонь Духа Святого может гореть высоким, ярким пламенем, средним, иногда малозаметным и, наконец, может угаснуть. Как приятно смотреть на огонь, который горит во всю свою мощь, будь то костер или светильник разумных дев (Мф. 25). Как приятно было видеть Жениху этих 5 дев с чудными светильниками, горящими радостным огнем! Как радостно видеть христианина, жизнь которого горит ярким огнем Духа Святого, пламенем преданности Господу и Его делу! И, наоборот, как печально видеть христианина, в котором мало божественного огня, в котором начинается смертельный холод. Такой христианин не может согревать и освещать других, потому что сам не горит.

    Нам известна притча Христа о 5 девах, у которых ярко горел огонь, и других 5-ти, у которых огонь погас. Очень важно уяснить те условия, при которых гаснет огонь Духа Святого. Какие поступки и дела со стороны верующего угашают Духа Святого в его сердце?
    Для лучшего пояснения этого важного вопроса рассмотрим обыкновенный огонь.
    Явление горения - это результат соединения одного вещества с другим - углерода с кислородом. Для того, чтобы появился огонь, необходим тот и другой элемент. Чтобы огонь продолжал гореть, необходимо топливо, масло, дрова, уголь - вещества, в которых есть углерод; если последний имеется, то огонь не угасает.
    Во-вторых, необходимо устранить всякие посторонние предметы, мешающие процессу горения. Если огонь полить водой, он не будет гореть; или, если в костер наложить камни, он тоже не будет гореть.
    В третьих, огонь угасает вследствие действия ветра. Очень часто свечка в наших руках гаснет, потому что есть ветерок или сквозняк.
    Такое же духовное топливо необходимо для сердца, чтобы Дух Божий не угас. Если имеется Дух Божий, то для того, чтобы происходило горение, необходимо общение, соединение между Духом Божиим и духом человека. Тут мы должны разуметь Духа Божия как во всей Его сущности, так и в виде Его особого проявления. Христос говорит, что те, которые приходят к Нему, как к источнику жизни, из них потекут источники воды живой. Для общения со Святым Духом необходимо, чтобы со стороны души была жажда, чтобы все стремления души были направлены к Богу, подобно тому, как говорит псалмопевец, что все его желания к Богу живому (Пс. 41:2-3). Если всего этого нет, значит нет в нас углерода. - Огонь не будет гореть, хотя и есть божественный кислород.

    Можно сразу ответить на вопрос: от какого недостатка материала гаснет огонь? Во-первых, отсутствие ревности или беспечность. Это и есть прерывание общения нашего духа с Богом. Отсутствие общения обозначает, что нет стремления к Богу, а вместо него поселяется нечто другое - беспечность. Христианин прекрасно знает, что есть Дух Святой, что надо Им исполняться, но он не ревнует об этом, живет изо дня в день, как будто это ему совсем не нужно.
    Во-вторых, отсутствие трудолюбия. Трудолюбие - это стремление духа к Господу. Если человека обуяла лень, то, конечно, не может быть горения. Приходилось ли вам встречать ленивых христиан? К сожалению, их очень много. Вокруг так много работы! Но они ходят без работы. Почему? Им не хочется работать, не хочется бороться; устали, лукавствуют, нет желания к работе. Апостол Павел увещевает верующих в этом отношении, говоря: «…дабы вы не обленились» (Евр. 6:12). На заданный вопрос: «Что вы делаете для Господа?» - многие отвечают: «Я ничего не делаю». Другие говорят: «Я мог бы сделать в 10 раз больше, чем делаю».
    Дорогие братья и сестры! При лени светильники будут непременно гаснуть. С ленью подкрадывается и сон. Вы знаете, что иногда случается, если человек спит? Однажды некто заснул. Просыпаясь, он чувствует, что с ним произошло что-то неладное; осматривается и видит, что он весь черный. Смотрит на пол, кругом себя - все черно. Лампа едва горит. Оказывается, что во время сна его лампа стала коптеть и закоптила его всего. Так случается и с христианами. Они засыпают, а потом с тревогой спрашивают: «Что такое со мною?» Да, дорогой брат и сестра, ты заснул и светильник твой начал коптеть. Опасно спать, пора проснуться, иначе огонь погаснет!
    Далее, идет послушание. Это проявление нашего духа, который стремится исполнить волю нашего Господа. Но бывает, что человек не слушает голоса Божьего и не подчиняется Духу Святому. Дух Святой внушает делать то или другое, но человек уклоняется от этого повеления и остается на месте. Такой христианин, непослушный Господу, становится в конце совершенно неспособным для духовной работы. Почему? Потому что не послушался голоса Божия.
    Братья и сестры! Со всеми нами говорит Господь. Если Он говорит: «Оставь это место, перестань общаться с ними», но ты все-таки продолжаешь это делать, то не будет удивительно, если ты окажешься в положении Саула (1Цар. 15:22-23). Затем, нет охоты к Слову Божьему. Это большой недостаток. Христианин читает Слово Божие очень редко, если читает, то не размышляет о прочитанном. Прочитал и забыл; о чем там говорилось не помнит! Нет охоты воспринимать Слово Божие. Дух не горит.
        И самое главное - нет молитвенного состояния. Христианин молится наскоро, лишь тогда, когда молятся другие. Никогда он не ищет тесного молитвенного единения с Господом, молится случайно, на собраниях. Молитвы его носят формальный характер. Какие бывают результаты от подобного отношения к молитве? Результат следующий: если нет стремления к Господу, получится разобщение с Ним. И огонь Духа Святого не горит в нашем сердце, он угасает.
    Есть и другие причины: присутствие посторонних предметов. Если на огонь полить воду, он не будет гореть и скоро угаснет. Посторонние предметы угашают духовный огонь, духовную жизнь.

    Далее Слово Божие говорит, что где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3:17). Дух Святой не может терпеть состояния рабства. Сердце, преданное рабству, не может вмещать Духа Святого. В чем выражается рабство? Оно может проявляться в разных случаях. Приведу пример: молодой способный проповедник усердно трудится на ниве Божией. Но вот, он полюбил девушку и женился. Конечно, это дело неплохое. Но через некоторое время он становится равнодушным к делу Божиему. Нет уже былой ревности, у него нет времени посвящать себя духовным интересам, другие дела занимают его. Что случилось? Порабощение человека человеком. Он полюбил человека более, нежели Господа и дело Его. Получилось разобщение с Богом, и в результате, огонь Духа Святого начал потухать в сердце его.
    Всегда, когда человек любит кого-либо или что-либо больше, нежели Господа, то это содействует угашению Духа Святого.
    Третье, что угашает Духа Святого - это ветер. Какие ветры мешают духовному горению?
    Во-первых, бывают ветры разных сомнений в брате, затем в самом себе, далее - в Слове Божием и - духовный огонь начинает гаснуть.
    Во-вторых, бывают ветры разных неправильных учений. Община живет. Дух Божий работает в ней тихо, но спасательно. Члены получают назидание и укрепляются в благодати и жизни Божьей, грешники обращаются от греховной жизни, община растет численно и духовно. Вдруг поднимается ветер лжеучения. Верующие увлекаются этим ветром и попадают в сети заблуждения. Результат получается страшный. Многие теряют духовное равновесие, лишаются веры и уходят в мир. Это значит, что духовный огонь совсем прекратился, угас.
    Есть и другие ветры - ветры различных плотских страстей, которые гнездятся в сердце человека, особенно молодого, и не дают сосредоточиться на духовной работе. О, как много разрушают подобные ветры!
    Бывают еще ветры несогласия, распрей. Это тоже страшный ветер. Но если наш дух стремится к общению с Духом Святым, если стремление и духовная жажда направлены к Богу живому, тогда не страшны нам никакие сатанинские ветры, они не повредят нам, потому что с нами Сильнейший, который сумеет защитить нас от разного рода нападок. Поэтому необходимо достигнуть тесного общения с Духом Святым. Нам нужно внимательнее наблюдать за собою, чтобы не оскорбить и не угасить Духа Святого.
    Голубь может жить в маленьком гнезде и будет доволен им. Но если он узнает, что рука человека прикоснулась к его гнезду, то голубь непременно покинет гнездо, так как он не может терпеть прикосновений руки человека, угрожающего опасностью.
    Так и Дух Святой, чистый как голубь, не будет жить в сердце человека, тронутом грязной рукой греха, он уйдет и оставит его.
    Духа Святого можно угашать не только в самом себе, но в других также. Последнее нужно считать более важным. Если я угашаю Духа Святого в самом себе, то я страдаю, но есть возможность угасить Духа Святого в моем брате и привести его к страданию. Если угас огонь в моем доме, то это одна беда, но если я пошел и потушил огонь в чужом доме, то это нечто страшное. Это бывает путем соблазна.

    Если мы соблазнили чем-либо брата, то мы угасили огонь в брате и будем отвечать вдвойне (Лк. 17:1-3). Как можно соблазнить брата? Можно угасить огонь духа в сердце брата путем несправедливости или обиды. Вы знаете, что обидели брата, брат не может перешагнуть порог вашего дома. Вам известно это, но вы относитесь к этому холодно.
    Вы угашаете дух брата, который должен гореть. Так бывает при проявленной неблагодарности, что особенно наблюдается в отношении духовной работы. Работники на ниве Божией бывают неодинакового духовного состояния. Есть работники стойкие, не нуждающиеся в благодарности. Они с радостью несут иго Христово, страдают за своего Господа извне и внутри. При оскорблениях, обидах и разных неприятностях, причиняемых им со стороны братьев, они утешаются тем, что и «Христос не получил лучшего».
    Но есть слабые работники. Трудясь в общине, они ожидают от нее признания их труда; неужели только одна критика и разные непонимания? И в результате - горение таких работников прекращается, они оставляют работу, огорченные и разочарованные в возвышенных своих стремлениях.

    От чего еще может охладевать любовь? Верующий, когда-то способный обнять всех, и злого и доброго, начинает холодеть: он различает хорошего брата и нехорошего, потом становится, в своем собственном мнении, единственно хорошим и совершенным.
    Дорогие братья и сестры! Все вышесказанное относится к нашей личной жизни, но оно относится также и ко всем общинам, отделам и союзам. Счастливы общины, союзы, в которых члены имеют ярко горящие светильники, горящие огнем Божественного Духа! Но не дай Бог, чтобы с кем-либо случилось угашение Духа!
    Итак, в отношении Духа Святого мы разделяемся на три разряда: есть верующие, у которых огонь Духа горит высоким пламенем. Они должны благодарить за это Господа.
    Есть такие, у которых священный огонь стоит на среднем градусе. Они не могут благодарить; они должны просить, чтобы Господь устранил из их жизни и сердца все то, что угашает их огонь, чтобы Он удалил все препятствия для высокого, яркого пламени.
    И, наконец, те, у которых священный огонь совершенно погас, как у 5 неразумных евангельских дев, вопрошавших: «Где нам взять масла для светильников?» Такие души должны, не теряя времени, сегодня же сказать об этом Господу: «Господи, у меня нет масла, нет огня! Дай Твой святой огонь Духа Святого в сердце мое, чтобы дух мой загорелся и горел ярко!» У Господа так много огня! Просите, и Он даст вам! (Иер. 8:1).
    
(Из проповеди И. С. Проханова)  «Вера и жизнь» №4, 1987 г

No comments:

Post a Comment