Как-то рассуждали в кругу семьи над загадочным, как нам показалось, текстом Писания: "И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору, и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти"(Исх.19:12).
Собственно загадочность текста заключается в связи со следующим, 13 стихом: "Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору". Так могут или не могут? Получается "не должны", но "могут"?
....Та необыкновенно драматичная встреча народа Божьего с Богом у горы Синай имела четыре этапа: от всего народа до Моисея.
Сперва весь народ был призван взойти на гору, как уже было отмечено, "во время протяжного трубного звука". При этом, народу даны были три дня для подготовки - очиститься и освятиться. При наступлении же третьего дня - гора пришла в движение. Громы, молнии, густое облако и сильный трубный звук сопровождали сошествие Вседержителя на Синай. Господь Бог все это время продолжает говорить с Моисеем, внося коррективы в план предстоящей встречи.
Бог вновь говорит Моисею, уже взошедшему на гору: "сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его..."(19:21). И напомнил священникам о личном освящении. Моисей ищет ответа на сложившуюся на ситуацию: "Не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее"(23 ст.). Черта отделила пустыню от горы, точнее обычную жизнь от святости Божией.
Круг участников высочайшей встречи начинает сужаться: "взойди ты и с тобою Аарон, а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их"(24 ст.). Ты и Аарон.
Видимые признаки Господнего присутствия на горе привели народ в ужас, и дети Израиля отступили, и стали вдали, предпочтя посредничество самому общению с Господом. Моисей успокаивает народ: "Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицом вашим"(20:20). Но это слово никак не изменило положение дел: народ остался на почтительном расстоянии не только от той встречи, но и от результатов испытания.
Дальше Всевышний продолжает говорить с Моисеем, излагая законы - с конца 20 главы по конец 23-ей книги Исход.
И вдруг, как бы прерывая Собственное изложение, Живущий в непреступном свете, говорит Моисею: " взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд, и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали. Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним"(24:1,2). Итак, поклонение издали - это все, что было позволено семидесяти старейшинам, Надаву, Авиуду и Аарону.
Круг становится еще теснее. Теперь уже и Аарон не с Моисеем, а с сыновьями своими и семидесятью. Что же они там делали? Они были ближе к Господу, чем народ, но ни настолько близко, как Моисей и насколько изначально было положено Богом. "Они видели Бога, и ели, и пили..."(24:11). И там же сказано: "Он не простер руки Своей на избранных". В этом замечании звучит нотка милости. Он как бы пожалел их. Не решалась ли там их судьба? Как будто была и там проведена черта, которую они не переступили...
И уйдут эти уважаемые люди с места предварительного свидания с Богом. Не пройдет и сорока дней, как народ впадет в невообразимое (для святых) идолопоклонство.
Где будут в это время те, которые "ели и пили" на склоне горы, издали созерцая величие и славу Бога?
Итак, Моисей уходит один на вершину горы, и получает устные и письменные законы, а народ устраивает пляску вокруг золотого тельца. Потом разразится суд Господень над идолопоклонниками, а великий Вождь вымолит народ у Бога...
Жизнь избранного народа продолжалась. Новые пары спешили встать под хупу. Кто-то рождался, кто-то умирал. И народ по-прежнему шел в Землю Обетованную.
Кажется, им не мешало то, давнее, непрeодоление черты. Не мешало? "Праздник" по поводу "золотого бога" - это был первый результат несостоявшейся встречи с Богом. Если мы не имеем встречи с Господом, значит будем встречаться с Его врагами. Затем - бесконечная вереница проблем в пустыне, возникавших исключительно потому, что народ не понимал Бога. Ропот на Моисея, ультимативное требование пищи и воды, устойчивое недоверие Всевышнему - все это свидетельствовало об их внутренней дeзориентации.
"Моисей - читаем в Послании к Евреям - не доставил им покоя". Они не вошли в покой Его. Едва ли там говорится о физическом покое в земле Ханаанской, поскольку в другом тексте сказано: "Сблизься с Ним, и будешь спокоен"(Иов 22:21). А на Синае ожидалось именно сближение детей Израилевых со своим Богом.
Черта, проведенная у горы Хорэв, явилась высоким требованием Господа, предъявленным к тем, кто приближается к Нему, но неутолимое желание Любящего заключалось в том, чтобы дети Его, если хотите, брали эту высоту, путем смирения, очищения и ответной любви.
И этот урок находит ясное подтверждение в учении благодати. Прочтите внимательно 11 главу Первого Послания к Коринфянам, и вы увидите ту же самую черту, и Агнца, Который сделал все для того, чтобы мы с вами жили по ту сторону черты. Ибо там и начинается то, что является сутью Благой Вести.
С любовью во Христе,
ваш Вл.Шариков
No comments:
Post a Comment