![]() |
Блез Паскаль (1623 - 1662) |
(Из книги "Мысли о религии")
Бесконечное различие между телом и духом является подобием бесконечно большого различия между духом и любовью, ибо последняя превыше всего.
Блеск внешнего величия кажется тусклым для людей, погруженных в умственные изыскания. Но "великие люди" мира сего не видят величия людей ума. А величие премудрости, которая заключается только в Боге, невидимо для плотских людей и для людей ума. Великие гении имеют своего рода власть, своего рода величие и не имеют нужды в плотском величии. Святые тоже имеют своего рода власть и славу, и им нет никакой нужды в плотском величии. Их видит Бог, и этого им достаточно.
Иисус Христос, не имея материальных благ, проявил святость высшего порядка. Он не царствовал, но был смиренным, терпеливым, бесконечно совершенным и чуждым всякого греха. О, в каком пышном величии, в каком чудном великолепии явился Он для сердец, видящих Божию премудрость!
Для нашего Господа Иисуса Христа не было нужды приходить на землю в образе царя. Он пришел с блеском иного рода!
Посмотрите, какое Он проявил величие в Своей жизни, в Своем страдании, в Своей оставленности, в Своей смерти, в Своем воскресении! Вы убедитесь, что Его величие поразительно.
Есть люди, которые в состоянии восхищаться только внешним величием; иные же восхищаются только духовным величием, ибо нет более высокого величия, чем величие премудрости.
Свод небесный, звезды, земля с ее царствами не стоят слабейшего из смертных, ибо последний способен познавать все это и самого себя. С другой стороны, все видимое в совокупности, все умы вместе взятые и все их произведения не стоят даже малейшего проявления Любви. Любовь - это понятие бесконечно высшего порядка. Все неживые тела в совокупности не могут произвести самой ничтожной мысли, ибо мысль - это проявление иного ряда. Но и все умы не могут вызвать и одного движения истинной Любви; это явление иной, высшей природы.
Иисус Христос жил на земле в такой неизвестности, что историки, писавшие только о важных государственных событиях, едва Его заметили. Но какой человек когда-либо имел больше величия? О Его пришествии предсказывали пророки, свидетельствовал иудейский народ. После Его пришествия Ему поклоняются народы всего мира. И иудейский и языческий народы видят в Нем центр всего. А между тем из тридцати трех лет земной жизни тридцать лет Христос жил, не являя Себя народу. А в последующие три года Его пытались выдать за лжеучителя. Его отвергали духовные и государственные власти; друзья и самые близкие люди покинули Его. Наконец Он умер, преданный одним из Своих учеников, причем от Него отрекся другой ученик, и все Его оставили. Но при этом никогда человек не обладал таким величием и никогда не испытывал большего уничижения.
О вещах великих Иисус Христос говорил так просто, как будто Ему и не приходилось задумываться над ними, а с другой стороны, Он делал это так, что всякому было ясно, что Он думал. Эта ясность, соединенная с естественностью, восхитительна.
Откуда узнали евангелисты о свойствах души Спасителя, если они так совершенно изображают Его в минуты предсмертной борьбы? Пока не наступила необходимость смерти, евангелисты представляют Иисуса Христа способным ужасаться, а после этого - совершенно мужественным.
Церкви было столь же трудно доказать, что Иисус Христос был Человеком, людям, отрицавшим это, сколь же трудно было доказать, что Он был Богом, в то время, как признаки того и другого были одинаково убедительны.
Иисус Христос - полнота Божества, к Нему приближаются без гордости и перед Ним унижаются без отчаяния.
Обращение язычников зависело только от благодати Христа. Все, что говорил Моисей и пророки, было бесполезно для этой цели.
На Иисуса Христа взирают люди обоих заветов. Ветхий Завет смотрит на Него как на предмет ожидания, Новый Завет как на образец, и оба завета - как на свое средоточие.
Пророки предсказывали, но сами они не были предсказаны; святые были предсказаны, но не были предсказывающими. Иисус Христос был предсказан и предсказывал.
Моисей был вождем избранного народа. Иисус Христос пришел для всех людей.
Иудеи были благословенны в лице Авраама: "Я благословлю благословляющих тебя" - Быт. 12, 3, Но в семени Авраама получили благословение все народы: "И благословятся в семени твоем все народы земли" - Быт. 22, 18. Христос есть "Свет к просвещению язычников" - Лк. 2, 32.
Иисус Христос всеобщий свет. Он принес крестную жертву за всех.
Об истинности евангельской истории
Предположить, что апостолы были обмануты или сами обманывали, одинаково трудно.
До тех пор, пока Христос был с ними, Он мог поддерживать их, но после Его смерти, если бы Он им не являлся, кто побудил бы их действовать?
Предположение, что апостолы обманывали, не основательно. Подумаем об этом!
Слог Евангелия удивителен во многих отношениях. Между прочим, в нем ни разу не допускается никакого поношения против мучителей и врагов Христовых. Мы не встретим ни одного грубого слова против Иуды, Пилата или кого-нибудь из иудеев.
Бог не скрывает Себя, но Он и не открывает Себя всецело. Мессию могли узнать и принять добрые сердца, но это не сделали ожесточенные. Истинность христианской религии утверждают даже трудные для понимания истины.
Бог по Своему милосердию пожелал искупить людей и открыть путь к спасению для тех, которые ищут Его. Он мог бы преодолеть упорство наиболее загрубевших сердец и мог открыть Себя им столь ясно, чтоб они не могли сомневаться в Его существовании, как это будет, например, в последний день, когда Он явится с блеском молний и со знамениями во всей природе. Тогда мертвые воскреснут, и совершенно ослепленные неверием люди узрят Его. Но не в таком виде захотел Христос явиться при Своем первом пришествии. Люди оказались недостойными Его милости, но Он не желал оставить их лишенными блага. Он явился не в божественном виде, безусловно способном покорить всех людей; с другой стороны, Он не пришел тайно, в противном случае Его могли не узнать те, которые ожидали Его. Он явился совершенно доступным познанию последних, желая открыто явиться тем, которые ищут Его всем сердцем. Таким образом, Бог дал возможность познать Себя, дал такие признаки, которые очевидны для людей, ищущих Его, и сокрыты для тех, кто не ищет Его.
Господь хочет расположить к вере более волю, чем ум человека, и Он хочет смирить нашу гордость.
Таким образом, не только справедливо, но и полезно для нас, что Бог частью скрыт, частью открыт, потому что для человека одинаково опасно знать Бога, не сознавая своего ничтожества, и сознавать свое ничтожество, не зная Бога.
Он скрывается от тех, которые искушают Его, и открывается тем, которые ищут Его, потому что все люди недостойны Бога и в то же время все способны познать Его; недостойны вследствие испорченности, а способны в силу своей первоначальной природы.
Многое говорит о ничтожестве человека и о милосердии Божием, о беспомощности человека без Бога и о могуществе человека с Ним.
Все указывает человеку на его величие и на его ничтожество. Оставление человека Богом видно на язычниках, покровительство Божие видно на чтущих Его.
Все служит для пользы избранных.
Он пришел, чтобы быть светом к просвещению, как говорит пророк Исайя - 9, 1 - 2.
Иисус Христос пришел дать зрение слепым; исцелить больных; призвать к раскаянию и оправдать грешников и оставить в грехах мнимых праведников; обогатить нищих и сделать бедными богатых.
Пророки говорили об Иисусе Христе, что Он - Бог и что Его не признают; что Он будет камнем преткновения, о который многие преткнуться, потому что "огрубело сердце народа сего" - Ис. 6, 10.
Для того чтобы сделать Мессию доступным познанию для добрых и недоступным для ожесточенных, Бог именно так и предсказал о Нем. На самом деле время Его пришествия было предсказано ясно, а способ пришествия дан в образах.
При таком положении дела злые люди заблуждаются, несмотря на то, что время пришествия Христа было предсказано ясно, а добрым открывается истина, ибо разумение обещанных благ зависит от сердца, которое называет благом то, что оно любит.
Блеск внешнего величия кажется тусклым для людей, погруженных в умственные изыскания. Но "великие люди" мира сего не видят величия людей ума. А величие премудрости, которая заключается только в Боге, невидимо для плотских людей и для людей ума. Великие гении имеют своего рода власть, своего рода величие и не имеют нужды в плотском величии. Святые тоже имеют своего рода власть и славу, и им нет никакой нужды в плотском величии. Их видит Бог, и этого им достаточно.
Иисус Христос, не имея материальных благ, проявил святость высшего порядка. Он не царствовал, но был смиренным, терпеливым, бесконечно совершенным и чуждым всякого греха. О, в каком пышном величии, в каком чудном великолепии явился Он для сердец, видящих Божию премудрость!
Для нашего Господа Иисуса Христа не было нужды приходить на землю в образе царя. Он пришел с блеском иного рода!
Посмотрите, какое Он проявил величие в Своей жизни, в Своем страдании, в Своей оставленности, в Своей смерти, в Своем воскресении! Вы убедитесь, что Его величие поразительно.
Есть люди, которые в состоянии восхищаться только внешним величием; иные же восхищаются только духовным величием, ибо нет более высокого величия, чем величие премудрости.
Свод небесный, звезды, земля с ее царствами не стоят слабейшего из смертных, ибо последний способен познавать все это и самого себя. С другой стороны, все видимое в совокупности, все умы вместе взятые и все их произведения не стоят даже малейшего проявления Любви. Любовь - это понятие бесконечно высшего порядка. Все неживые тела в совокупности не могут произвести самой ничтожной мысли, ибо мысль - это проявление иного ряда. Но и все умы не могут вызвать и одного движения истинной Любви; это явление иной, высшей природы.
Иисус Христос жил на земле в такой неизвестности, что историки, писавшие только о важных государственных событиях, едва Его заметили. Но какой человек когда-либо имел больше величия? О Его пришествии предсказывали пророки, свидетельствовал иудейский народ. После Его пришествия Ему поклоняются народы всего мира. И иудейский и языческий народы видят в Нем центр всего. А между тем из тридцати трех лет земной жизни тридцать лет Христос жил, не являя Себя народу. А в последующие три года Его пытались выдать за лжеучителя. Его отвергали духовные и государственные власти; друзья и самые близкие люди покинули Его. Наконец Он умер, преданный одним из Своих учеников, причем от Него отрекся другой ученик, и все Его оставили. Но при этом никогда человек не обладал таким величием и никогда не испытывал большего уничижения.
О вещах великих Иисус Христос говорил так просто, как будто Ему и не приходилось задумываться над ними, а с другой стороны, Он делал это так, что всякому было ясно, что Он думал. Эта ясность, соединенная с естественностью, восхитительна.
Откуда узнали евангелисты о свойствах души Спасителя, если они так совершенно изображают Его в минуты предсмертной борьбы? Пока не наступила необходимость смерти, евангелисты представляют Иисуса Христа способным ужасаться, а после этого - совершенно мужественным.
Церкви было столь же трудно доказать, что Иисус Христос был Человеком, людям, отрицавшим это, сколь же трудно было доказать, что Он был Богом, в то время, как признаки того и другого были одинаково убедительны.
Иисус Христос - полнота Божества, к Нему приближаются без гордости и перед Ним унижаются без отчаяния.
Обращение язычников зависело только от благодати Христа. Все, что говорил Моисей и пророки, было бесполезно для этой цели.
На Иисуса Христа взирают люди обоих заветов. Ветхий Завет смотрит на Него как на предмет ожидания, Новый Завет как на образец, и оба завета - как на свое средоточие.
Пророки предсказывали, но сами они не были предсказаны; святые были предсказаны, но не были предсказывающими. Иисус Христос был предсказан и предсказывал.
Моисей был вождем избранного народа. Иисус Христос пришел для всех людей.
Иудеи были благословенны в лице Авраама: "Я благословлю благословляющих тебя" - Быт. 12, 3, Но в семени Авраама получили благословение все народы: "И благословятся в семени твоем все народы земли" - Быт. 22, 18. Христос есть "Свет к просвещению язычников" - Лк. 2, 32.
Иисус Христос всеобщий свет. Он принес крестную жертву за всех.
До тех пор, пока Христос был с ними, Он мог поддерживать их, но после Его смерти, если бы Он им не являлся, кто побудил бы их действовать?
Предположение, что апостолы обманывали, не основательно. Подумаем об этом!
Слог Евангелия удивителен во многих отношениях. Между прочим, в нем ни разу не допускается никакого поношения против мучителей и врагов Христовых. Мы не встретим ни одного грубого слова против Иуды, Пилата или кого-нибудь из иудеев.
Бог не скрывает Себя, но Он и не открывает Себя всецело. Мессию могли узнать и принять добрые сердца, но это не сделали ожесточенные. Истинность христианской религии утверждают даже трудные для понимания истины.
Бог по Своему милосердию пожелал искупить людей и открыть путь к спасению для тех, которые ищут Его. Он мог бы преодолеть упорство наиболее загрубевших сердец и мог открыть Себя им столь ясно, чтоб они не могли сомневаться в Его существовании, как это будет, например, в последний день, когда Он явится с блеском молний и со знамениями во всей природе. Тогда мертвые воскреснут, и совершенно ослепленные неверием люди узрят Его. Но не в таком виде захотел Христос явиться при Своем первом пришествии. Люди оказались недостойными Его милости, но Он не желал оставить их лишенными блага. Он явился не в божественном виде, безусловно способном покорить всех людей; с другой стороны, Он не пришел тайно, в противном случае Его могли не узнать те, которые ожидали Его. Он явился совершенно доступным познанию последних, желая открыто явиться тем, которые ищут Его всем сердцем. Таким образом, Бог дал возможность познать Себя, дал такие признаки, которые очевидны для людей, ищущих Его, и сокрыты для тех, кто не ищет Его.
Господь хочет расположить к вере более волю, чем ум человека, и Он хочет смирить нашу гордость.
Таким образом, не только справедливо, но и полезно для нас, что Бог частью скрыт, частью открыт, потому что для человека одинаково опасно знать Бога, не сознавая своего ничтожества, и сознавать свое ничтожество, не зная Бога.
Он скрывается от тех, которые искушают Его, и открывается тем, которые ищут Его, потому что все люди недостойны Бога и в то же время все способны познать Его; недостойны вследствие испорченности, а способны в силу своей первоначальной природы.
Многое говорит о ничтожестве человека и о милосердии Божием, о беспомощности человека без Бога и о могуществе человека с Ним.
Все указывает человеку на его величие и на его ничтожество. Оставление человека Богом видно на язычниках, покровительство Божие видно на чтущих Его.
Все служит для пользы избранных.
Он пришел, чтобы быть светом к просвещению, как говорит пророк Исайя - 9, 1 - 2.
Иисус Христос пришел дать зрение слепым; исцелить больных; призвать к раскаянию и оправдать грешников и оставить в грехах мнимых праведников; обогатить нищих и сделать бедными богатых.
Пророки говорили об Иисусе Христе, что Он - Бог и что Его не признают; что Он будет камнем преткновения, о который многие преткнуться, потому что "огрубело сердце народа сего" - Ис. 6, 10.
Для того чтобы сделать Мессию доступным познанию для добрых и недоступным для ожесточенных, Бог именно так и предсказал о Нем. На самом деле время Его пришествия было предсказано ясно, а способ пришествия дан в образах.
При таком положении дела злые люди заблуждаются, несмотря на то, что время пришествия Христа было предсказано ясно, а добрым открывается истина, ибо разумение обещанных благ зависит от сердца, которое называет благом то, что оно любит.
Б. Паскаль (Братский Вестник 6 1988)
No comments:
Post a Comment