▶ Капли Сота

Мы переходим на новый сайт www.KapliSota.com.

Monday, October 21, 2013

Свято место пусто не бывает, говорят в народе

В кругу семьи читали повествование об одном значительном деле. 
Собственно, это рассказ о Неемии, Елиашиве, Товии, левитах и народе, записанный в книге Неемии 13:7-14. Вот он:

1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, 
2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение. 
3 Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля. 
4 А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, 
5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников. 
6 Когда все это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя. 
7 Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия, 
8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты 
9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан. 
10 Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшиесвое дело, разбежались, каждый на свое поле. 
11 Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их. 
12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые. 
13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим. 
14 Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!

Таким образом, "худое дело", допущенное священником Елиашивом, было встречено "усердным делом" Неемии.
Почему иудеи не знали постановления Всевышнего об Амонитянах и Моавитянах? Очевидно, потому, что они долгое время находились в плену, и Закон Господень там не читали. Вполне объяснимо. И все-таки, была утеряна важная связь: народ Господень не знал постановлений Своего Бога. Можно было бы об этом и не говорить, если бы ситуация сегодня была другой. Позвольте спросить: а дети Божии в наше время знает Слово Своего Бога - например, мы с вами?
...Все началось с того, что в храме перестали выдавать левитам положенные части. Не Слову Божию стали повиноваться, а своим соображениям касательно того,  каким должно быть храмовое служение. Оно перестало быть значимым в первую очередь для священства. Они больше не боялись Того, Который еще недавно позволил врагам разорить их и удерживал их в плену. Благоденствие расслабило и принципиальные требования сделало приблизительными.
Левиты не были главными действующими лицами, но без них ничего не обходилось в храме. Народ не должен был экономить на левитах,поскольку они, таким образом, "сэкономили" на своей духовной жизни. Именно этот вопрос и стал главной составляющей "усердного дела" Неемии. Он поставил левитов на их место, на котором они не могли находиться по причине продовольственной нехватки. Смотрите, как связаны духовные и материальные вопросы! Там, где церковь "экономит" на духовных работниках и служителях, она лишает себя благословения и, по сути, еще не возросла духовно. Скорей всего и не возрастет, так как не дополучает духовной пищи по собственной же вине.Дело в том, что нам постоянно мешает убогое представление о том, что производственник заслуживает большего материального уважения, нежели, будем говорить, духовник. Какой это простой вопрос, и как он труден для скупого христианства, упорно не видящего воздаяния неба! 
Люди тратили на себя то, что должны были отдавать левитам! Я подчеркиваю, не просто для Бога, а конкретным людям, которые служат Богу.
Контрольный вопрос хочу сформулировать следующим образом: в чем заключается моя жертвенная поддержка дела Божьего?
Левиты разбежались, замечает Неемия, каждый на свое поле. "Ну вот пусть поработают, узнают как нам тяжело" - кто-то подумал...
А тем временем великий священник Елиашив принялся за отделку комнаты при храме, предварительно вынеся оттуда то, что относилось к левитам.
Свято место пусто не бывает, говорят в народе. Сюда поселится Товия, аммонитский раб. Он не будет выполнять никакой работы при храме. Вся его заслуга заключается в том, что он является родственником Елиашиву. Он праздно займет место тех, которые здесь должны работать. Смотришь. люди есть, а дела нет. Но самое страшное заключалось в следующем: в храме поселился человек, для которого чаяния и ценности Израиля не значат ровным счетом ничего! Близорукость народа и беспринципность священика привели этого аммонитянина в самую сердцевину духовной жизни Израиля!
Не войдет аммонитянин, сказал Господь, а этот вошел...Почему так поступил священик? Из соображений родственности, как было отмечено выше. Возможно еще и потому, что были исключения. Например, Руфь Моавитянка. Кстати, пробабушка царя Давида. Но ведь она СТАЛА частью народа Божьего, частью веры его и поклонения. Не должно быть аммонитян и моавитян в среде любящих Господа, точно также, как не должно быть мирских в церкви Христовой. Другими словами, не должно быть людей "в небрачной одежде": все приняли условия и требования спасения.
Но не так было с Товией и Саннавалатом Хоронитом. Они противостояли делу восстановления городской стены Иерусалима. И выступали, при этом, как враги дела Божьего. Нет, они не были частью Израиля ни по плоти, ни по духу. И вот это чуждое явление пришло в самое святое место только потому, что левиты были не на своем месте. Пришел Тиршава и заставил народ делать то, что нужно. Правда, благодаря ревности этого мужественного человека, кто-то лишился волос на своей бороде, кого-то он бил и даже проклинал. Восстановление духовной жизни народа носило достаточно суровый характер...
Как вы думаете, почему Товия решил поселиться именно в комнате при храме? Разве не было других комнат в Иерусалиме? По той же причине, по которой мирские христиане не уходят "в мир". У них всегда есть грубая и безосновательная притензия на сокровенную жизнь в духе.
Что же Елиашив? Он не рвал волос ни на своей бороде, как Ездра, ни на чужих, как Неемия. 
Он отказался от борьбы, и потому все пришло в упадок. Между прочим, Елиашиву пришлось уступить право раздачи потребностей другим, которые "считались верными"...

...Итак, каждый должен быть и оставаться на своем месте, и тогда Товиям в деле Божием места не будет.

Ваш, наименьший во Христе,
Вл.Шариков

1 comment: